Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) – этот орган исполнительной власти был создан, чтобы контролировать и осуществлять надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции при осуществлении торговой деятельности на рынках товаров, финансовых услуг, монополистов и рекламодателей.
Кроме того, ФАС правомочен следить за соблюдением законодательных норм в сфере закупок товаров, работ, услуг по госконтрактам.
Как предпринимателю подать жалобу в ФАС? Об этом – далее.
Основания для подачи жалобы ФАС
Написать жалобу в ФАС может абсолютно любой гражданин. При этом он может отстаивать нарушенные права и интересы не только собственные, но и других лиц. Законодатель предусмотрел и возможность обращения с коллективной жалобой.
Основаниями подачи жалобы могут послужить:
- нарушения при проведении торгов;
- нарушение закона монополистом;
- навязывание услуг монополистом;
- недостоверная, недобросовестная или незаконная реклама;
- сговор монополистов рынка;
- несоблюдение процедуры размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Процедура подачи жалобы в ФАС
Сама жалоба может быть как письменной, так и устной.
Для устного обращения достаточно позвонить по телефону регионального отделения ФАС и изложить суть жалобы. Принявший звонок оператор зафиксирует обращение, присвоив ему регистрационный номер. Анонимные звонки в ФАС не регистрируются, а жалоба рассмотрена не будет.
Письменная форма направляется одним из следующих способов:
- при личном посещении регионального ФАС, жалоба передается и регистрируется в канцелярии;
- почтовым отправлением заказным письмом;
- электронным письмом на адрес регионального отделения ФАС;
- по форме обратной связи на официальном сайте;
- через сайт Госуслуг.
Обратите внимание, что рассмотрение жалоб, касающихся вопросов нарушения в сфере антимонопольных норм закона – прерогатива Центрального аппарата ФАС.
Процедура подачи жалобы в ФАС такова:
В тексте документа расписываются, какие именно нарушения закона, в какой сфере, обжалует обратившийся. Для правильного изложения сути лучше обратиться за помощью к юристу.
Каждому заявлению присваивается регистрационный номер. По нему о ходе рассмотрения можно узнавать в Общественной приемной ФАС.
Сроки исчисляются со дня регистрации обращения и зависят от сферы нарушенного законодательства:
- о размещении заказов – 5 рабочих дней;
- о рекламе – 30 рабочих дней с возможностью продления еще на месяц;
- о госзакупках – в течение 3 рабочих дней;
- антимонопольного – в течение 30 дней с возможностью продления еще на 2 месяца.
Письменный ответ направляется тем же способом, каким подавалась жалоба либо иным, указанным заявителем в обращении.
Все решения и действия ФАС могут быть обжалованы. С этой целью юрлица и ИП обращаются в арбитражный суд, а физические – в суд районный в порядке гражданского судопроизводства.
Хотите подать жалобу в ФАС?
Получите консультацию юриста: +7 (4212) 465-025
Жалоба в ФАС по ФЗ-44
Отдельно остановимся на жалобах, связанных с ФЗ-44. Эта норма регулирует отношения между заказчиками и участниками госзакупок. Роль ФАС – контролировать процесс торгов на всех его стадиях.
Обращаться в ФАС необходимо с целью пресечения недобросовестной конкуренции, результатом которой может стать ограничение прав предпринимателей. Чаще всего поводом для жалоб становятся:
- неправомерные действия госзаказчика, гос. органов и сертификационных центров;
- несоблюдение процедуры проведения торгов;
- незаконные требования в аукционной документации.
Заключение
Жалоба в ФАС по госзакупкам составляется только в письменном виде. Если она оформлена неправильно либо указанные в ней сведения недостоверны, обращение могут оставить без рассмотрения и вернут в течение 2-х дней с даты поступления.
Кроме того, жалобы, связанные с ФЗ-44 о госзакупках, рассматриваются достаточно быстро, но и подавать их нужно в ограниченные законом сроки. А потому для составления текста жалобы и в целях предупреждения нарушений в процедуре ее подачи лучше обращаться за помощью к юристу.